Гангутское сражение
27 июля (7 августа) 1714 года

   Гангутское сражение — морское сражение во время Северной войны 1700-1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия). Битва состоялась в Балтийском море между русским и шведским флотами и считается первой в истории России морской победой русского флота.

  К весне 1714 года Россия должна была нанести серьезное поражение шведскому флоту, чтобы окончательно решить вопрос о выходе к Балтийскому морю. В конце июня 1714 года русский гребной флот, состоявший из 99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом под командованием генерал-адмирала графа Ф.М. Апраксина, сосредоточился в бухте Тверминне, чтобы высадить войска для усиления русского гарнизона в Або. Путь русскому флоту преградил шведский флот из 15 линейных кораблей, трёх фрегатов, двух бомбардирских кораблей и девяти галер под командованием Г. Ватранга.

  Одержать победу помог обманный манёвр. Пётр I, намереваясь привлечь внимание противника, велел часть своих галер перебросить в район севернее Гангута. В ответ Ватранг направил к северному побережью полуострова небольшой отряд во главе с контр-адмиралом Эреншёльдом. Другой отряд под началом вице-адмирала Лиллье должен был нанести удар главным силам русского флота. Воспользовавшись разделением сил шведов и тем, что из-за погоды шведские парусные корабли утратили манёвренность, Пётр отправил против отряда Эреншёльда авангард под командованием командора М.Х. Змаевича, который заблокировал шведские корабли у острова Лаккиссер, и еще один отряд против кораблей Лиллье. Ватранг, думая, что другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, отозвал отряд Лиллье, освободив таким образом прибрежный фарватер. Тогда граф Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по нему к своему авангарду, который в 14 часов 27 июля (7 августа) атаковал отряд Эреншёльда и наголову разбил его. Все корабли шведов были взяты на абордаж и захвачены.

  Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя были захвачены все десять кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

Сражение при Гренгаме
27 июля (7 августа) 1720 года

  Сражение при Гренгаме — морское сражение, произошедшее 27 июля (7 августа) 1720 года в Балтийском море около острова Гренгам (южная группа Аландских островов). Оно стало последним крупным сражением Великой Северной войны.

  После Гангутского сражения Англия, обеспокоенная возрастанием могущества русского флота, заключила военный союз со Швецией и направила объединённую эскадру к Ревелю (ныне Таллин), где в это время находилась одна из военно-морских баз Балтийского флота. Пётр I, узнав об этом, приказал переместить русский флот от Аландских островов к Гельсингфорсу (Хельсинки), а около эскадры оставить несколько лодок для патрулирования. Вскоре одна из этих лодок, сев на мель, была захвачена шведами. В результате Пётр велел возвратить флот обратно к Аландским островам.

  26 июля (6 августа) русский флот под командованием М. Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок приблизился к Аландским островам. Разведывательные лодки русских заметили шведскую эскадру между островами Ламеланд и Фритсберг. Из-за сильного ветра атаковать её было невозможно, и Голицын принял решение идти к острову Гренгам с целью подготовки хорошей позиции среди шхер.

  Когда 27 июля (7 августа) корабли русских приблизились к Гренгаму, флот шведов под командованием К.Г. Шёблада, имея 156 орудий, неожиданно снялся с якоря и пошёл на сближение, подвергнув русских массированному обстрелу. Русский флот стал поспешно отступать на мелководье, куда и попали преследовавшие его шведские корабли. На мелководье более маневренные русские галеры и лодки перешли в атаку и сумели взять на абордаж четыре фрегата (34-пушечный «Стор-Феникс», 30-пушечный «Венкер», 22-пушечный «Кискин» и 18-пушечный «Данск-Эрн»), после чего оставшаяся часть шведского флота отступила.

  Результатом сражения при Гренгаме стал конец шведского влияния в Балтийском море и утверждение на нём России. Битва приблизила заключение Ништадтского мира.

Чесменское сражение
24-26 июня (5-7 июля) 1770 года

   Чесменское сражение состоялось 24-26 июня (5-7 июля) 1770 года между российским и турецким флотами в Чесменской бухте.

  В 1768 году после начала русско-турецкой войны Россия предприняла так называемую Первую архипелагскую экспедицию, отправив несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание противника от Черноморского флота. Во время нее две эскадры адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона под общим командованием графа Алексея Орлова обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты на западном побережье Турции.

  5 июля российский флот начал занимать позиции против турецких судов в в Хиосском проливе, которые вскоре открыли упреждающий огонь. Между сторонами завязался бой, в результате которого турецкие силы отступили в Чесменскую бухту под прикрытие собственных береговых батарей.

  В Чесменской бухте 6 июля в течение дня российские суда обстреливали турецкий флот и береговые укрепления с большого расстояния. К вечеру бомбардирский корабль «Гром» встал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов, открыв путь для прибытия остальных кораблей эскадры. После взрыва второго турецкого корабля в ночь на 7 июля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры, один из которых под командованием лейтенанта Д. Ильина был взорван, благодаря чему были подожжено и выведено из строя большинство оставшихся турецких кораблей.

  К 8 утра бой в Чесменской бухте был окончен. В результате русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

Роченсальмские сражения
13 августа (24 августа) 1789 года

  Первое Роченсальмское сражение — морское сражение между Россией и Швецией, произошедшее 13 (24) августа 1789 года на рейде шведского города Роченсальм и завершившееся победой русского флота.

  22 августа 1789 года шведский флот общим числом 49 кораблей под командованием адмирала К. А. Эренсверда укрылся на Роченсальмском рейде среди островов возле современного финского города Котка. Шведы перегородили единственный доступный для крупных судов пролив Роченсальм, затопив там три судна. 24 августа 86 русских кораблей под командованием вице-адмирала К.Г. Нассау-Зигена начали атаку с двух сторон. Южный отряд под командованием генерал-майора И.П. Балле в течение нескольких часов отвлекал на себя основные силы шведов, в то время как с севера пробивались основные силы русского флота под командованием контр-адмирала Ю.П. Литты. Корабли вели огонь, а особые команды матросов и офицеров прорубали проход. Через пять часов Роченсальм был расчищен, и русские ворвались на рейд. Шведы потерпели поражение, потеряв 39 кораблей, в том числе адмиральский, захваченный в плен. В сражении отличился командующий правым крылом русского авангарда Антонио Коронелли.

  Второе Роченсальмское сражение произошло 9-10 июля 1790 года. В этот раз шведские военно-морские силы нанесли поражение российскому флоту, что привело к окончанию русско-шведской войны на невыгодных для России условиях.

  После неудачной попытки штурма Выборга в июне 1790 года остатки шведских кораблей отошли к Роченсальму и начали готовиться к предполагаемой атаке русских, чьи суда подоспели к месту бегства противника к 9 июля. Начальник русского гребного флота в Финском заливе вице-адмирал Карл Нассау-Зиген начал бой без предварительной разведки. В результате с самого начала битвы её ход оказался благоприятным для шведского флота, несмотря на значительное превосходство русских в личном составе и корабельной артиллерии.

  В первый день сражения русские корабли были отброшены ураганным ветром и обстреляны с берега шведскими береговыми батареями, галерами и канонерскими лодками. После этого шведы переместили канонерские лодки на левый фланг и смешали строй русских галер. В ходе отступления большинство русских галер, а вслед за ними фрегатов и шебек было разбито штормовыми волнами, затонуло или опрокинулось. Несколько русских парусных судов, вставших на якорь на боевых позициях, было взято на абордаж, захвачено в плен или сожжено. Утром следующего дня остатки русского флота были окончательно отогнаны от Роченсальма.

  Вторая битва при Роченсальме считается одной из крупнейших военно-морских операций во всей военно-морской истории.

Битва при мысе Тендра (сражение у Гаджибея)
28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года

  Сражение у мыса Тендра (сражение у Гаджибея) — морское сражение на Чёрном море в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов между русской эскадрой под командованием Ф.Ф. Ушакова и турецкой под командованием Гасана-паши. Произошло 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года около Тендровской косы.

  После присоединения Крыма к России началась новая русско-турецкая война. Сформированная близ Очакова галерная флотилия и эскадра контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова должны были дать бой Гасан-паше, сосредоточившему все свои силы между Гаджибеем (ныне Одесса) и мысом Тендра для реванша за поражение в битве у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 г. И когда со стороны Севастополя Гасан обнаружил русские корабли, турки, несмотря на превосходство в силах, стали спешно отходить к Дунаю.

  Далеко уйти им не удалось. Вскоре русские корабли выстроились в боевой порядок и завязали сражение. Под мощным огнем русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии.

  К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми.

  На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, фрегат которых «Амвросий Медиоланский» и вовсе оказался среди вражеского флота. Но так как флаги еще не были подняты, то турки приняли его за свой. Находчивы командир, капитан М.Н. Нелединский, снявшись с якоря с другими турецкими судами, продолжил следовать за ними, не поднимая флага. Понемногу отставая, Нелединский дождался момента, когда опасность минует, поднял Андреевский флаг и ушел к своему флоту.

  Преследование турецких кораблей продолжилось, пока не был окончательно разбит флагманский 74-пушечный корабль Саид-бея «Капудания». Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров. При шквальном ветре и густом дыме последняя шлюпка с большим риском вновь подошла к борту и сняла Саид-бея, после чего корабль взлетел на воздух вместе с оставшимся экипажем и казной турецкого флота.

Сражение при Калиакрии
31 июля (11 августа) 1791 года

  Сражение при Калиакрии — последнее в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов, состоявшееся 31 июля (11 августа) 1791 года в Черном море к северо-востоку от Болгарии.

  Российский флот под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова в полдень 11 августа столкнулся со стоявшим на якоре недалеко от мыса Калиакра турецко-алжирским флотом под командованием Хуссейн-паши. Ушаков выстроил свои корабли в три колонны между османским флотом и мысом, несмотря на то что на мысе находились турецкие батареи. Командующий алжирским флотом Сеит-Али поднял якорь и последовал на восток, за ним последовал Хуссейн-паша с 18 линейными кораблями.

  Российский флот повернул на юг, сформировав одну колонну, и затем атаковал отступающий флот противника. Турецкие корабли получили повреждения и в беспорядке бежали с поля боя. Сеит-Али был тяжело ранен в голову.

  Битва приблизила окончание Русско-турецкой войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Синопское сражение
18 (30) ноября 1853 года

  Синопское сражение считается одним из самых судьбоносных в истории российского Военно-Морского Флота. Разгром турецкой эскадры 18 (30) ноября 1853 года, в ходе Крымской войны, многие историки рассматривают как повод для Великобритании и Франции вступить в войну против России. Это повлекло за собой печальные события, связанные с обороной Севастополя, во время которой ушли из жизни многие прославленные военные деятели императорской России.

  Поводом к Синопскому сражению стали данные о том, что турецкие корабли готовят силы для высадки десанта у Сухума и Поти. Вице-адмирал Нахимов с тремя 84-пушечными линейными кораблями «Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав» был послан к берегам Анатолии, чтобы проверить сведения. Подойдя к Синопу и увидев в бухте отряд турецких кораблей под защитою шести береговых батарей, Нахимов решил блокировать порт, дождаться подкрепления из Севастополя и атаковать неприятеля.

  Утром 18 ноября (30 ноября) русские корабли оказались лицом к лицу с семью турецкими фрегатами и тремя корветами, расположенными лунообразно под прикрытием четырех батарей с 26 орудиями, а также двух транспортных судов и двух пароходов за боевой линией. В половине первого дня по первому выстрелу с 44-пушечного фрегата «Аунни-Аллах» был открыт огонь со всех турецких судов и батарей.

  Засыпаемые снарядами, русские корабли продолжали продвигаться вперед к береговым батареям и турецким кораблям. Через некоторое время от многих из них ничего не осталось, а обломки турецких фрегатов засыпали береговые орудия огнем и пеплом, выведя их из строя. К половине второго пополудни в битву вступили русские пароходофрегаты «Одесса», «Крым» и «Херсонес» под флагом генерал-адъютанта вице-адмирала В.А. Корнилова. Силы турок к этому моменту истощились. Боеспособными остались лишь батареи №5 и №6, которые продолжали атаковать русские корабли до четырех часов, после чего также были разрушены.

  Около двух часов дня 22-пушечный пароходофрегат «Таиф» под командованием Яхья-бея вырвался из линии турецких судов и обратился в бегство. Пользуясь преимуществом в скорости хода, Яхья-бей сумел уйти от преследовавших его русских кораблей и сообщил в Стамбул о полном истреблении турецкой эскадры. Капитан Яхья-бей, ожидавший награду за спасение корабля, был уволен со службы с лишением чина за «недостойное поведение».

Битва при Цусиме
14-15 (27-28) мая 1905 года

  Морская битва близ острова Цусима 14-15 (27-28) мая 1905 года определила исход Русско-японской войны, которая окончилась для России крайне невыгодным Портсмутским миром.

  Исход Цусимского сражения был очевиден задолго до его начала. Ко времени прибытия на Дальний Восток эскадры З.П. Рождественского, сформированной на Балтике и призванной усилить 1-ю Тихоокеанскую эскадру, основные силы российского флота там уже были разбиты японцами. Из полноценно функционировавших военно-морских портов оставался лишь Владивосток, но подходы к нему были прикрыты сильным японским флотом.

  14 (27) мая 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Корейский (Цусимский) пролив, чтобы прорваться к Владивостоку, но была обнаружена японским дозорным крейсером «Идзуми». Командующий Императорским флотом Японии адмирал Хейхатиро Того немедленно начал развертывание своих сил с целью навязать бой русским кораблям и уничтожить их. Так и произошло: около двух часов дня между сторонами завязалось сражение. Японские корабли, используя превосходство в эскадренной скорости, силе брони и скорострельности артиллерии, сразу сосредоточили огонь на головных русских кораблях. Спустя около полутора часов был уничтожен эскадренный броненосец «Ослябя», выведен из строя броненосец «Князь Суворов», а вице-адмирал Рождественский погиб. Потерявшая руководство русская эскадра попыталась оторваться от японского флота, но противник продолжал придерживаться изначальной тактики и уничтожал любые корабли, оказывавшиеся во главе колонн.

  К ночи 15 мая в распоряжении контр-адмирала Н.И. Небогатова, принявшего командование эскадрой после гибели Рождественского, остались лишь пять кораблей. Другая часть смогла прорваться к Владивостоку, а три крейсера, в том числе «Аврора», ушли на юг и добрались до Манилы, где были интернированы.

  15 (28) мая в бою погибли сражавшиеся самостоятельно один броненосец, один броненосец береговой обороны, три крейсера и один эсминец. В целом русский флот потерял в Цусимском сражении восемь эскадренных броненосцев, один броненосный крейсер, один броненосец береговой обороны, четыре крейсера, один вспомогательный крейсер, пять миноносцев и несколько транспортных судов. Два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и один миноносец сдались в плен японцам.