В России история торжеств в честь флота берет свое начало со времен Петра I. Именно первому российскому императору принадлежит идея проводить ежегодные военно-морские праздники с парадами кораблей и орудийными салютами.

Сама традиция военно-морских парадов пришла из Европы. В 1698 году в Англии Петр I, изучавший теоретические основы кораблестроения, впервые увидел торжественный ритуал, когда стоявшие на рейде боевые корабли, украшенные флагами, обходит первый лорд-адмирал флота, а затем его встречают на флагманском корабле под звуки горна и духового оркестра.

Уже в следующем, 1699 году, 18 марта, в присутствии турецкого султана Петр устраивает первое подобие военно-морского парада. Смотр сил только что созданного Азовского флота должен был способствовать установлению дипломатических отношений с Турцией и подписанию мирного договора.

Однако до первого настоящего морского парада должно было пройти еще 15 лет. За это время Россия успела вступить в войну со Швецией, укрепить свои позиции на северо-западе и одержать несколько крупных морских побед в водах Балтийского моря, самая знаковая из которых – победа у мыса Гангут – по сей день является Днем воинской славы России.
27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года в ходе Северной войны русский флот одержал победу при Гангуте, которая стала первой в российской истории морской победой русского флота. Это событие явилось поводом для первого настоящего военно-морского парада. Как проходило празднование этой победы, можно видеть на гравюрах работы А.Ф. Зубова и П. Пикарта.

Утром 9 сентября 1714 года перед многочисленными зрителями, собравшимися в тот день на берегах Невы, предстали русские и трофейные шведские корабли с высоко поднятыми Андреевскими флагами. Парадный строй венчали три русские галеры.
Затем в Неву вошли шведский прам «Элефант», галеры «Эрн», «Транан», «Грипен», «Лаксен», «Геден» и «Вальфиш», шхерботы «Флюндран», «Моотан» и «Симпан», а после них – русская флагманская галера корабельного контр-адмирала, на борту которой, как и во время боя, был сам Петр, и еще несколько кораблей с русскими моряками.

Корабли были пришвартованы у Троицкой площади в том порядке, в каком они следовали во время Гангутского сражения. На площади вдоль Невы, ограниченной параллельно стоявшим длинным зданием гостиного двора, состоялось построение русских войск и пленных шведов. Затем началось торжественное шествие через город, в котором участвовали 200 пленных шведских солдат, матросов и 14 офицеров, а также две роты преображенцев.

Следом четыре русских унтер-офицера несли низко опущенный развернутый флаг шведского контр-адмирала. Потом шел сам контр-адмирал Эреншельд, а за ним – Петр в качестве контр-адмирала корабельного флота и полковника Преображенского полка.

Народ с восторгом приветствовал победителей. Повсюду развивались флаги. На берегу стояла доска с картинами, на одной орел, символизировавший Россию, нападал на слона-«Элефанта». Картина сопровождалась надписью: «Орел не мух ловит». Торжественный салют был дан трижды – одновременно с Адмиралтейской, Петербургской крепостей и с командирской галеры. Празднование продолжалось несколько дней.

В своем указе Петр I повелел ежегодно 27 июля отмечать день Гангутской победы торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. Этот день стал своего рода праздником Военно-морского флота наряду с годовщинами Полтавского сражения 1709 года (главной победы русской армии в Северной войне), победы при Лесной в 1708 году и взятием крепости Орешек в 1702 году (первой победы в Северной войне). Впоследствии к ним добавилась и морская победа при Гренгаме, одержанная также в день Святого Пантелеймона 27 июля 1720 года. Завершивший Великую Северную войну (1700–1721) Ништадсткий мирный договор был заключен 30 августа (по старому стилю) 1721 года. По случаю этого события в Петербурге гуляли по улицам и катались по воде на баржах и верейках.
  В Москве же, где празднество происходило в декабре, маскарадная процессия состояла из множества поставленных на полозья судов различной величины и формы. Под предводительством самого Петра, командовавшего флагманским кораблем, процессия с музыкой и пушечной пальбой двигалась по улицам столицы и, проходя по Кремлю, отдавала честь ботику Петра «Святой Николай», «дедушке русского флота», выставленному на подножии, украшенном соответствующими торжеству надписями и аллегорическими картинами. Торжественный показ ботика ясно указывал на то, что подобный почет воздается ему за важные заслуги, принесенные его доблестным потомством.
В 1723 году, во вторую годовщину заключения Ништадского мира, встреча ботика в день флота становится традицией. По решению царя «дедушка российского флота» был привезен в Санкт-Петербург из Москвы. Он был торжественно встречен 30 мая 1723 года на Неве у стен Александро-Невского монастыря Невским флотом — флотилией частных судов в Петербурге. В их сопровождении ботик перешел к Петропавловской крепости, салютовавшей ему 31 выстрелом. В знак приветствия с борта ботика также было сделано три залпа.

Первая встреча ботика боевыми кораблями Балтийского флота состоялась 11 августа 1723 года, а парад кораблей прошел на Кронштадтском рейде. Корабли, украшенные сигнальными флагами и выстроенные в линию, салютовали шедшему вдоль строя ботику, за рулем которого был сам Петр I в роли квартирмейстера и под именем адмирала Петра Михайлова. За веслами находились вице-адмиралы Петр Иванович Сиверс и Томас Гордон, контр-адмиралы Наум Акимович Сенявин и Томас Сандерс.
Вице-адмирал Александр Данилович Меншиков исполнял обязанности лотового. Фейдцехмейстер флота (главный артиллерист) Отто Христиан был канониром. Командовал ботиком 62-летний генерал-адмирал Федор Матвеевич Апраксин, участник Азовского похода, взятия Выборга и Гангутского сражения. На буксире шлюпок с флагманского корабля флота ботик торжественно прошел вдоль строя 21 линейного корабля и других судов. Более 1,5 тыс. орудий салютовало ему. Ботик отвечал выстрелами из своих пушечек.

После этого грандиозного морского парада Петр I повелел: «Ботик 30 числа августа для торжествования выводить повсегодно на воду и иметь при Александро-Невском монастыре». Однако после смерти императора традиция перестала соблюдаться, а практика морских парадов стала нерегулярной.
Единичные случаи проведения морских парадов отмечаются историками на рубеже XVIII-XIX и в начале XIX века.

При Екатерине II в 1796 году парад состоялся по случаю отправки эскадры адмирала Г.А. Спиридова в Средиземное море на войну с Турцией, а в годы правления Александра I проводился высочайший смотр эскадры адмирала Д.Н. Сенявина.

По случаю празднования 100 лет со дня основания Петербурга 16 мая 1803 года прошла встреча «дедушки русского флота», который поместили на борту шкафута 110-пушечного корабля «Гавриил», стоявшего на Неве рядом с Сенатской площадью. Почетными стражами ботика были четыре столетних моряка Петровской эпохи.

В 1828 году подобный смотр эскадры того же адмирала Д.Н. Сенявина с участием ботика проводил Николай I. В последний раз ботик был показан флоту на морском параде в 1836 году. Тогда ботик установили на пароход «Геркулес». Все корабли Балтийского флота были выстроены под флагом 84-летнего адмирала Романа Кроуна на Кронштадтском рейде в три линии, и по сигналу императора «Геркулес» с ботиком на палубе прошел, принимая почести, между линиями кораблей. В параде тогда принимали участие и иностранные суда.
В середине XIX века традиция времен Петра I возродилась. Парады кораблей и орудийные салюты стали проводить 27 июля. В конце XIX века, в годы правления Александра III и Николая II, количество высочайших смотров и морских парадов вновь сократилось.

Последним крупным морским парадом в эпоху императорской России стало торжество по случаю 200-летия Петербурга в 1903 году. Практиковались корабельные смотры и во время визитов в Россию иностранных высокопоставленных особ, но о постоянстве или традиционности таких событий говорить не приходилось.
Традиция проводить морские парады возвращается после революции 1917 года. Руководство молодой Советской Республики сделало смотр кораблей регулярным мероприятием революционных праздников 1 Мая и 7 Ноября.

С 1920 года по предложению Штаба морских сил Балтийского моря в ближайший к 18 мая выходной день в Петрограде стали отмечать День Красного флота. В этот день (7 мая по старому стилю) в 1703 году русский регулярный флот одержал первую победу на Балтике, захватив шведские бот «Гедан» и шняву «Астрильд». Впоследствии этот день стал считаться днем возникновения Балтийского флота.
В 1920-е годы на Неве устраивались парады кораблей Балтийского флота и водноспортивные праздники. Фасады зданий украшали государственной и морской символикой, флагами расцвечивания. Моряки проходили торжественным маршем под звуки оркестра по площади Урицкого (Дворцовая площадь). Затем на площади устраивали спортивный праздник, и краснофлотцы демонстрировали свою силу и ловкость. Кульминацией спортивного праздника были состязания по перетягиванию каната. Руководство молодой Советской Республики сделало смотр кораблей регулярным мероприятием революционных праздников 1 Мая и 7 Ноября. Однако День Красного Флота отмечался лишь несколько лет подряд и постепенно угас.
В СССР праздник впервые отмечался как День военно-морского флота 24 июля 1939 года. Уже после Великой Отечественной войны в рамках главного флотского праздника вновь стали организовываться морские парады. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» дата празднования Дня ВМФ перенесена на последнее воскресенье июля.

С первых лет, после официального введения, День Военно-Морского Флота является смотром достижений отечественного военного кораблестроения, успехов личного состава ВМФ в боевой подготовке.
   В этот день организуются торжественные построения личного состава, парады кораблей, театрализованные представления, водноспортивные праздники и другие мероприятия. Все это способствует военно-патриотическому воспитанию населения и военнослужащих, формирует у них любовь и уважение к флоту.
В 1992 году состоялся масштабный военно-морской парад в Санкт-Петербурге. Командир Ленинградской военно-морской базы адмирал Валентин Селиванов строй кораблей, над которыми вновь взвился Андреевский флаг.

Возрождает одну из лучших отечественных военных традиций вышедший в 1995 году закон «О днях воинской славы и памятных датах России», в список которых вошли наиболее выдающиеся события военной истории как дореволюционной, так и советской.

В дни празднования 300-летия ВМФ России морские парады прошли на всех флотах и флотилиях. Главный же юбилейный парад, как и морской парад в честь 50-летия Победы, состоялся в городе-герое на Неве. Его вновь открыл ботик Петра I – историческая копия судна, воссозданная на старейшей судоверфи «Петрозавод», созданной Петром I на Охте в 1721 году.

В день празднования 55-й годовщины Великой Победы также состоялся морской парад на Неве с участием ботика. Принял в этом параде участие и флагман торжеств — атомный ракетный крейсер «Петр Великий».

Согласно указу Президента РФ от 31 мая 2006 года, День Военно-Морского Флота установлен как памятный день в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В этот день свой профессиональный праздник отмечают все те, кто стоит на страже морских рубежей и государственных интересов России. Все те, кто связывает годы своей жизни и службы с обеспечением боеготовности частей и соединений ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, работники судостроительной промышленности, ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил.



   В День Военно-Морского Флота на Балтийском, Северном, Черноморском, Тихоокеанском флотах и на Каспийской флотилии проводятся ставшие традиционными военно-морские парады, которые демонстрируют как высокие достижения судостроительной промышленности Российской Федерации, так и уровень морской выучки и боевой подготовки военных моряков.